Зарисовки из Омана

23 декабря 2013 3446

Художественное образование, поистине, творческая натура. Это был один из наилучших сюрпризов во время этой поездки. Ей 19 лет, ее зовут Муза. Она студентка факультета архитектуры, и она носит хиджаб, как и все женщины в султанате.

Хороший эскиз лучше, чем длинная речь, - сказал Наполеон. Это относится даже к некоторым фотографиям. Будучи направленным в султанат Оман журналом, в котором я работаю, в июле этого года, я фактически ничего не знал об этой стране. Я только знал, что это одна из "нефтяных монархий" Персидского залива, расположенная на востоке Аравийского полуострова, между Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Ираном и Йеменом, и что оманское общество является в высшей степени религиозным. Ислам присутствует там повсюду. Это очень упрощенное видение, которое рискует превратиться в неистребимые стереотипы, пронизывающие западное общество в отношении Ислама в целом и этого региона в частности: имамы, женщины в парандже, мракобесие...

Во Франции, в частности, вопрос об исламском женском платке стал предметом национальных дебатов. Многочисленные интеллектуалы, игнорируя историю и географию, и не гнушающиеся смешивать все воедино, усматривают в этих женщинах и молодых девушках, которые появились на наших улицах, в наших учебных заведениях и на наших предприятиях, посланниц угрозы и извращенного мировоззрения, что нарушает фундаментальные принципы свободы, секуляризма и равенства полов, которые вместе составляют то, что является здесь основой того, что называется "жить вместе". Этих женщин часто называют "черными призраками" и "живыми трупами", которым было отказано в праве голоса и всяком самовыражении. Некоторые без колебаний говорят о талибах в Афганистане, которые сурово наказывали и штрафовали тех, кто более одного раза был уличен в организации увеселений, слушании музыки и песен.

Художественное образование, поистине, творческая натура. Это был один из наилучших сюрпризов во время этой поездки. Ей 19 лет, ее зовут Муза. Она студентка факультета архитектуры, и она носит хиджаб, как и все женщины в султанате. Ее отец является представителем религиозного нобилитета в оманском обществе. Он одевает традиционный дишдаш - оманскую гандуру - носит бороду и чалму (и даже впечатляющий парадный кинжал на официальных церемониях!), он мог бы сойти за "исламиста" с карикатуры если бы его представили на Западе. Он не хотел, чтобы я в статье упоминал его имя, дабы не произошло смешивания личной и профессиональной жизни. Он поступил так же, как иногда поступают наши лидеры здесь, во Франции...

Но это, однако, не помешало ему пригласить меня на домашний ужин, в обществе жены и детей, он настаивал на том, чтобы я посетил его дом и заставил переступить порог его спальни. Прежде всего, я имел возможность сфотографировать его дочь... и ее картины. Да, Муза рисует! Ее художественный стиль меняется от картины к картине. Иногда поэтический (дерево, составленное при помощи семян овощей, приклеенных к холсту, портрет женщины, украшенный коллажем из бумаги и ткани, арабески), иногда слегка "сумасшедший" (еще один портрет деструктурированной женщины, изобильной украшенный разноцветными музыкальными нотами и футбольным мячом...), - все это очень далеко от универсума талибов!

Несколько дней спустя я пересекся на улице с другой женщиной, которая работает в качестве чиновника в министерстве по делам религий, я ее встречал в день моего прибытия в большой мечети султана Кабуса. В хиджабе, манера ношения которого могла бы быть описана как "строгая", она смеялась в компании своих "эпатажных" подружек.

Фотографии, сделанные во время этого путешествия, лучше чем длинная речь, разрушают всякие "клише".

Гийом Вель-Рейналь