Международная конференция в Омане: обновление на земле Ислама?

13 мая 2014 3481

На Востоке не происходит ничего нового? С 2001 года, султанат Оман организовывает каждый год "Международную конференцию по исламской юриспруденции", которая привлекает около 250 участников со всего мусульманского мира. 13-я конференция, которая проходила 6 - 9 апреля в Маскате, во многих отношениях была новаторской. Не только потому что на нее был приглашен ряд западных журналистов, но потому что на ней были затронуты новые темы. Предыдущие конференции были, в основном, посвящены вопросам исламской юриспруденции и проходили в несколько академическом ключе. В этом году, ветер обновления и открытости миру освежил собрание улемов, длившееся четыре дня в роскошных залах гостиницы "Хаят".

Априори, ничего революционного. Просто эволюция, соответствующая тому духу, который власти султаната изначально хотели заложить в это мероприятие. А также, соответствующая традициям страны, менее известной, чем ее соседи - Катар и Объединенные Арабские Эмираты, которые активно освещаются в мировых СМИ - но которая всегда обладала амбициями играть роль модератора в мусульманском мире. В геополитическом отношении, Оман имеет самые теплые связи с Европой и США, но также и с Ираном, страна даже иногда играет роль закулисного посредника между этими сторонами.

В религиозном отношении, в Омане распространен особый, маргинальный и малоизвестный толк Ислама, - ибадизм, который отличается как от суннизма, так и от шиизма. Между этими тремя течениями нет больших теологических различий, чего не скажешь об их историческом происхождении. "Сунниты - это наследники Пророка, его племени. Шииты - это наследники Али. Ибадиты - это меритократы", - объяснил нам один из организаторов конференции. Однако, на протяжении нескольких веков накопились многочисленные различия в толковании исламского закона: он то и называется "юриспруденцией" (фикхом). Оманско-ибадитские меритократы, похоже, считают своим естественным призванием организацию больших "семейных" праздников, с целью сближения враждующих "братьев". "Часто высказывается уверенность в том, что мусульмане имеют проблемы в отношениях со всем остальным миром. Но прежде всего проблемы существуют в отношениях между нами самими", - говорит другой участник.

На протяжении двенадцати лет, международная конференция терпеливо и ежегодно пытается восстановить разорванные узы, сгладить расхождения и навести мосты. Первоначально, речь шла о чисто религиозных, внутренних проблемах - о том, как сгладить расхождения между различными течениями исламской юриспруденции, - но постепенно темы изменились, произошла эволюция. Конференция созрела. Уже в 2012 году, на ней был поднят вопрос о совместимости исламского закона с "реалиями современности" и о том, как его можно приспособить к ним.

В этом году, организаторы решили поставить вопрос ребром. Было запланировано около 70 выступлений. Общей темой были отношения между мусульманами и немусульманами. "Мы говорили о том, что Ислам дает человечеству. Не только мусульманам, но и остальным людям. Это утверждение мусульман, но в рамках универсальности", - объяснил Дауд Бургиба, заместитель декана университета Лагуата (Алжир). Это извилистый путь, который начинается с традиционных вопросов исламской юриспруденции - семейного права, наследования, прав собственности - и приводит к острым вопросам: правам детей и женщин, правам человека...

Однако, никаких потрясений. Только тонкая работа может восстановить единство среди мусульман, прибывших из Магриба, стран Африки, расположенных к югу от Сахары, со стран Ближнего Востока, России,  Ирана... Официально, отсутствуют политические дискуссии. Лозунги конференции выбираются как можно более общие: общий интерес, объединяющий всех людей, критерии универсальности. Дебаты проходят исключительно на арабском языке. Никаких пресс-релизов, никаких переводов.

Присутствующие журналисты должны довольствоваться интервью на английском, иногда на французском, которые соблаговолят им дать некоторые участники в перерывах между заседаниями. Ответы иногда выглядят успокаивающими. Однако, они порождают чувство, что что-то происходит в Омане. "Поверьте мне, во всем Арабском мире нет другого места, где мы могли бы собираться так часто", - заверяет Мохаммед аш-Шейх, профессор философии из университета Касабланки. Один из наиболее высокопоставленных иранских участников, ссылаясь, в частности, на ситуацию в Сирии, и не только, высказал мнение, которое заключается в том, что мусульманский мир находится на грани взрыва, а встречи, вроде оманской, являются более чем необходимыми.

Несколько позже, в залах отеля, один из организаторов конференции, чиновник из министерства по делам религии, подтвердил нам, что давнее соперничество между суннитами и шиитами стало причиной ирано-иракской войны. А в настоящее время, в Сирии и в Ливии иранцы и саудовцы делают войну чужими руками, за пределами своих территорий, подобно тому, как это делали СССР и США в Афганистане во времена холодной войны. Но тсс! Мы не говорим о политике...

Конечно, оманская конференция не претендует на то, чтобы решить в одночасье, ни даже в долгосрочной перспективе, проблемы такого характера. Так же, как и другие подобные конференции во всем мире. Но это пространство диалога нельзя назвать пустословием. Министерство по делам религий изначально, с момента своего образования, называлось министерством по делам Ислама. Было произведено изменение названия, есть десяток лет для того, чтобы произвести подсчет приверженцев других религий -  в частности, христиан - которые практикуются в султанате, и не только мигрантами. Марокканский профессор философии не колеблется расшатывая стереотипы: "Министерство по делам религий здесь, в Омане, находится в авангарде. В католицизме общество стоит впереди, а церковь - позади. Здесь, в Омане, все наоборот. Именно министерство находится в авангарде, а общество несколько отстает. Да, они (работники министерства) там, в каком-то смысле, как разведчики. У них есть настоящее желание произвести изменения".

Мохаммед аш-Шейх приезжает сюда вот уже три года, он был приглашен в качестве профессора философии. В первый раз, он приехал с большой неохотой. И он осознал, что у пригласивших его оманцев, которые почти ничего не знают, "очень высокий спрос на философию". Он показал своим слушателям прелести открытия самокритики. "В Арабском мире, мало известно что такое самокритика". В этом году, он даже позволил себе такую роскошь, как критика в своей лекции тезисов Салими, одного из выдающихся мыслителей ибадизма 19-го столетия и... предка нынешнего министра. Когда его спросили о том, к каким последствиям в остальной части мусульманского мира может привести эта конференция - после того, как участники разъезжаются по домам - он по-прежнему был настроен скептически. Для реального изменения ситуации нужно наличие политической воли, а этого-то и нет, - сказал он.

Оманская конференция - особенно в том виде, в каком она прошла в 2014 году - тем не менее, остается уникальным событием на земле Ислама. Когда посеяно семя философского размышления, все становится возможным. До встречи в следующем году...

Гильом Вей-Рейналь

Перевод с французского: Юрий Косенко