Кризис Арабской весны: уравнивание homo politicus и homo religiosus

11 ноября 2013 2295

Арабская весна положила начало решению одного из самых деликатных и самых противоречивых вопросов в современной арабской мысли, - вопроса об отношении между религией и политикой.

Эта тема может оставить впечатление, что революционное движение рассматривает политику как нечто вытекающее из традиции, например, в виде трансформации теологических концепций в политическую данность или выведения понятия национализации из религиозной доктрины. Это явно не так, поскольку подобное уравнивание было бы нереалистичным.

Сегодня, интеллектуальная дискуссия послереволюционного Арабского мира в значительной степени сводится к определению идеологического подхода для обозначения функции религии в политической, общественной и культурной жизни. Это заняло бы слишком много времени, чтобы перечислить здесь все разнообразные публикации и произведения, в которые прямо или косвенно объясняют этот идеологический вариант и ясно свидетельствуют о четкой готовности к идеологическому истолкованию дела религии.

Эта новая политическая ориентация современной арабской мысли, по-видимому, находит свое большое оправдание в концепции Ислама, как веры и закона (акида и Шариат) или как религии и государства (дин и давлят), одним словом, в фундаментальном принципе "всеобъемлющей идеологии". Такой творческий подход позволяет сформулировать доктрину власти со ссылкой на религию в нескольких послереволюционных арабских обществах, как то Ливия или Йемен. Тем не менее, понимание источников религии, как идеологического фундамента, не является одинаковым во всем Арабском мире. Возвращение в обиход этих теократических формул имеет тенденцию к сакрализации истории и к созданию воображаемой преемственности с ее истоками.

В противовес, звучат призывы к прогрессу, к инновациям, к креативности и освобождении общественного сознания арабов ото всех табу и всех (отживших) традиционных установок, к тому, что необходимо, и это законно, использовать глубокий иджтихад для построения современного общества, способного решать задачи, возникающие в новом контексте. Но практическая политика в странах Арабской весны несет в себе возвеличивание ценностей классической "ортодоксии".

Идентификация этих новых тем может быть в значительной степени облегчена социально-политической инвентаризацией легитимности (Шариата), так как в конечном счете новая арабская идеологическая дискуссия является дискуссией, призванной узаконить социально-экономические и политические опции разных правительств на местах, дабы дать выход устремлениям более или менее протестных элит.

Обращаясь теперь к сфере политической культуры в регионе Арабской весны, можно заметить вездесущесть темы аутентичности (асаля), к которой новые "доктринеры" относятся с большим пристрастием. В этом отношении, различные литературные и политические вариации на эту тему являются, чаще всего, способом польстить религиозным чувствам ностальгии о прошлом; но этот жанр политической литературы также возбуждает воображение молодых людей, которые приходят в восторг от этого сентиментального живописания давних ("неиспорченных") времен, что неотвратимо ассоциируется с идеализированными историческими образами.

В странах Арабской весны, призывы к аутентичности - это неизменный лейтмотив, повторяемый на разные лады всеми участниками политического процесса. Таким образом, согласно логике этой новой политической терминологии, идентификация специфичностей стала словом-талисманом, призванным оградить "священность" арабской личности, которой в той или иной степени угрожают "другие". И, параллельно изучению этого нового политико-культурного словаря, социально-культурная лексикография стала носителем новых политических ценностей, которые заслуживают отдельного внимания.

Более точно, было бы интересно обратиться к инвентаризации того, что мы называем "целевыми словами", в том смысле, что они вызывают осуждение и отрицание со стороны традиционалистов, и в то же время, в определенной степени, подходят для модернистов и прогрессистов. Среди этих "волшебных" терминов, которые служат объектами непрекращающегося потока диссертаций и противоречий в странах Арабской весны, мы выберем несколько, - сегодня они вызывают поляризацию, - для одних они служат побуждением, а у других - вызывают вопросы и осуждение.

Это касается слов, которые широко используются сторонниками различных идеологий, потому что они относятся к нравственным и философским концепциям и увенчаны ореолом идеализма, - таких как: демократия, прогресс (такаддум), эмансипация (тахрир), плюрализм (таадуд), равенство (мусават), и т.д. Эти слова-лозунги, которые способны вдохновлять идеи и заставляют вибрировать в унисон с собой чувствительные струны душ большей части арабов, заслуживают того, чтобы стать объектом самого пристального изучения.

Выявления различных аспектов их применения, которые зависят от положительного восприятия и уничижительных, иронических нюансов, - а это, в свою очередь, связано с характером речи и с тем, в каком ракурсе их применяют, - стало важным для понимания невысказанного в послереволюционной арабской политике.

Мохаммед Арби Нсири